То, что приоритетность YMS ниже TMS, не столь очевидно.
Можно автоматизировать склад и двор без транспортной системы, но в этом случае исходные данные для управления двором,
такие как прибытие транспорта и подготовка заказов к прибытию, параметры транспорта и многое другое придется вводить вручную.
Планирование при таком вводе данных тоже с большой вероятностью будет ручным.
Таким образом, система будет мало отличаться от простой фиксации этих данных в том же самом Microsoft Office Excel.
Поставщики это понимают и поэтому именно так расставляют приоритеты: WMS, TMS и лишь потом – YMS.
Еще одним признаком незрелости рынка YMS является и то, к чему апеллируют поставщики при продвижении товара.
Например, в интернете можно найти выкладки, как важно инвестировать в систему управления двором в принципе.
Когда начнется массовая эксплуатация
данных систем, очень быстро выявятся
нюансы и пробмемы, которые придется
решать на практике
Когда рынок программных решений определенного класса уже сложился, обычно перестают объяснять покупателю,
что представляют собой такие системы и какие преимущества они дают.
Только при очень малом спросе все компании пытаются рекламировать именно новый класс системы, а не конкретное решение.
Как только появляется спрос, маркетинг переходит к показу преимуществ своего решения над решениями других участников рынка.
Вырабатываются «критерии» выбора решения, такие как количество внедрений, лучшие практики, имиджевые клиенты и т.п.
Пока на рынке YMS такого не наблюдается.
Третьим показателем незрелости рынка YMS можно назвать тот факт, что практически все эти системы являются модулями WMS.
Это значит, что разработчики не уверены в перспективности отдельных самостоятельных решений и сами инвестируют в разработки очень осторожно.
Впрочем, и другие бизнес-концепции ПО приходят на рынок таким путем, например, WMS-модули в составе ERP
(планирование и управление ресурсами предприятия).
Продвигались они вместе с ERP как более развитая в складском направлении часть функционала «материнской» системы.
В самостоятельный класс WMS выделились тогда, когда появился явно выраженный спрос на этот класс систем.
Отсутствие независимого маркетинга систем определенного класса свидетельствует о начальном уровне развития их концепции.
Когда нужна YMS
С точки зрения логистического бизнеса концепция YMS предлагает: отслеживание различных типов транспортных единиц,
обеспечение диспетчеризации входного и выходного товарных потоков и управление грузовыми автотранспортными средствами,
прибывающими под разгрузку/погрузку на склад.
Каким же должен быть объем склада, чтобы возникла потребность в диспетчеризации транспортных средств?
В среднем на складах делают одни ворота на 1000 паллето-мест.
Рассмотрим небольшой склад на 3000 паллето-мест с тремя воротами.
Средний запас на складе возьмем в 80% максимального, то есть 2400 паллето-мест.
Cчитаем, что за год товар оборачивается 10 раз, отсюда грузопоток равен 24 000 паллетам в год.
При 260 рабочих днях это 92 паллеты в день.
Поскольку такое количество и приходит на склад, и уходит с него, то полученные 92 паллеты надо умножить на 2, получаем 184 паллеты в день.
Вопрос только в том, какие транспортные средства используются.
Если ввоз (вход) товара производится фурами, а вывоз (выход) на «Газелях», тогда фур всего три, зато 92 «Газели».
Если же ввоз и вывоз происходит одинаково, средним тоннажем (по 10 паллет), то это всего 18 автомобилей.
Что же мы получили?
Трое ворот и не такое уж большое количество транспортных средств, что бы с этим не мог справиться один человек без всякой автоматизации.
Удвоим площадь склада – справятся два человека.
Конечно, где-то наступит предел эффективного управления двором вручную.
По моему мнению, для разных видов складского бизнеса ручное управление двором станет невозможным при минимальной площади склада
от 7000 до 15 000 м2, то есть Yard Management может быть востребован только средними и крупными складами.
Состояние рынка ярд-менеджмента
можно оценить по тому, как поставщики
продвигают YMS
Отделим диспетчеризацию входного и выходного потока друг от друга.
На практике диспетчеризация выходного потока выглядит следующим образом.
Есть портфель заказов на отгрузку, собираемый в WMS.
Порядок сборки определяется диспетчером склада (не путать с диспетчером транспорта!).
Для этого ему необходимо знать только требуемое время сборки и консолидации заказов по маршрутам.
Эту информацию должен предоставить транспортный отдел – на чем его работа, в принципе, и заканчивается.
Заказы собираются по требуемому времени, выставляются последовательно к воротам.
Всем этим управляет WMS.
Остается только поставить автомобиль к нужным воротам.
Если транспорт подается в приблизительно правильном порядке в назначенное транспортным отделом время, постановка к воротам – тривиальная задача.
Входной поток в WMS управляется по-другому.
В систему загружаются ожидаемые приходы, которые сверяются с фактическим приходом при разгрузке.
Проблем больше, чем с выходным потоком.
Во-первых, практика предварительной передачи поставщиком сведений об отгруженном товаре еще недостаточно развита.
Нередко сначала приезжает машина с грузом и документами на него,
и только тогда по бумажным документам поставщика формируется электронный ожидаемый приход.
Во-вторых, заранее спланировать время, когда приедет автомобиль, особенно при наличии пробок в Московском регионе, довольно затруднительно.
Но эти проблемы отдела IT.
На практике – под разгрузку надо ставить автомобиль в порядке живой очереди.
Получается, что диспетчеризация погрузки зависит от WMS, а под разгрузку зависела бы от TMS,
если бы удалось избавиться от случайных и не управляемых транспортных факторов.
В таких условиях внедрение YMS – пустая трата времени и средств.
Отслеживание товаров, которые привез транспорт, также не требует YMS.
Разработчики систем управления двором слегка лукавят, когда утверждают обратное, – эта информация поступает в WMS из ERP в виде ожидаемого прихода.
Не хватает только одного поля с идентификатором транспортного средства.
Если поставщик сообщит, какие заказы едут в какой машине, информацию можно ввести в ЕRP в виде атрибута заказа и передать в WMS.
Не требует наличия YMS и операция кросс-докинга.
Ярд-менеджмент способен несколько улучшить сервис по этим операциям, но не более того.
Управление грузовыми транспортными средствами – очень громкий лозунг разработчиков.
Как с этим на практике?
Пример из описания системы: «…управляет грузовым транспортом, ожидающим погрузку и разгрузку, и направляет его к определенным воротам.
YARD MANAGEMENT может быть
востребован только средними и
крупными складами
Если ворота еще не освободились, или грузовик не готов к погрузке или разгрузке, он отправляется на парковочное место.
Водитель получает информацию об освободившихся воротах с помощью табло данных, расположенного за пределами территории склада, либо с помощью SMS».
Наверное, это достаточно дорогое табло, ведь видеть его должны десятки водителей, или несколько таких устройств решают задачу,
как довести информацию до водителя.
Причем информацию минимальную: машина такая-то должна подъехать к таким-то воротам.
Передачу SMS водителю может сделать любой администратор базы данных, безо всяких отдельных программных решений.
Практически все из перечисленных поставщиками преимуществ использования систем управления двором либо вовсе не работают в наших условиях,
либо это дело завтрашнего дня.
Хит сезона
Более углубленное изучение функционала YMS, присутствующих на рынке, наводит на мысль, что примененные в них алгоритмы и архитектура достаточно просты.
Почти примитивны.
Несколько связанных между собой в разных комбинациях сущностей.
Самая большая проблема – нет технологического прорыва в оборудовании управления транспортом.
Поясню на примере WMS: если бы не изобрели радиотерминалов, не было бы возможности автоматической идентификации,
адресное пространство не могло бы быть эффективно использовано, и WMS до сих пор были бы экзотикой.
Для YMS такого оборудования нет.
Разработчики в поиске приемлемых вариантов передачи управляющей информации водителям.
Все остальное – то, что сами разработчики называют «бантики» – визуальные изображения машинок, карта двора и т. д.
Примитивность алгоритмов отчасти связана с низким спросом на системы данного класса.
Когда начнется массовая эксплуатация данных систем, очень быстро выявятся нюансы и проблемы, которые придется решать на практике.
Пока же YMS – это концепция, порожденная «сверху».
Теоретики просто «заткнули» ей концептуальную дыру в SCM, а практики-разработчики вывели на рынок.
Системы управления двором, без всякого сомнения, будут развиваться и продаваться.
Большому бизнесу, где они обещают быть эффективными, без них не обойтись.
Не исключаю, что кто-то уже сегодня теряет немалые деньги в своем дворе.
В этом случае надо внедрять и немедленно.
Остальные же могут спокойно подождать или использовать решения, в какой-то мере заменяющие эти системы.
Через несколько лет, когда все склады и транспорт будут автоматизированы, управление двором станет хитом сезона. ■
Обсудить на Форуме
На этом сайте нет форума. Автор является активным участником Клуба Логистов http://logist.ru, на форуме которого можно пообщаться со специалистами.